ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад «Колосок» с. Ташелка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области |
|
Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с родителями / |
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. К концу пребывания в детском саду эта работа должна быть закончена.
Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае , если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата , речевое дыхание , если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает совершенст-вованию.
Если ребенок в два-два с половиной года совсем не говорит или говорит обычно вызывает тревогу родителей , и они обращаются к врачу.
Ну , а если ребенок говорит много , но плохо ? Бывают случаи ,когда малыш в три-четыре года говорит так невнятно , что понять его может только мать . Бывает ,что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков , заменяют одни звуки другими или у них нарушен ритм и темп речи - они говорят захлебываясь , очень быстро или ,наоборот , тяну слова и т.д. Такие нарушения , как правило , мало волнуют родителей , и они склонны
объяснять их тем , что , маленьких детей вообще трудно понять .
Конечно на разных этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают , пропускают или заменяют многие звуки . Однако это можно считать нормой для детей не старше трех лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко , нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты у маленьких детей выражены очень слабо , на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-то расстройством .
В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо , и многие из них успешно излечиваются . Для широкого круга родителей подробное знакомство с этой областью едва ли нужно , но иметь общее представление о ней , будет полезно .
Родители , например , должны знать , что является отклонением от правильного развития речи , что относится к ее расстройствам . Это поможет вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи , и дефект может быть выправлен скорее .
Помните : чем более стойкий характер приобрело то или иное нарушение речи , тем труднее его лечить.
Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата (расщепление твердого и мягкого неба , отклонения в строении зуб - челюстной системы, короткая подъязычная связка и т. д.) ,
недостаточной подвижностью органов артикуляции , недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других ).
Снижение физического слуха ,небрежное отношение к своей речи (неумение слушать себя и других) , усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения.
Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропуске звуков , замене одного звука другим , искаженном произношении звука.
Особенно важно начать вовремя работу с детьми , у которых выявлены замены и искажения звуков , так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться и в письменной речи (замене одной буквы другой ) , а искаженно произносимые и вовремя не исправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий ( со стороны логопеда и самого ребенка) и более длительного времени для их устранения.
Кроме того , надо помнить , что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи , а лишь симптомом , признаком другого , более сложного нарушения речи , требующего специального лечения и обучения .
Можно выделить 4 основных группы речевых расстройств:
1.Нарушение звукопроизношения.
2.Нарушение ритма и темпа речи.
3.Расстройства речи , связанные с нарушением слуха.
4.Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие ( его называют дислалией) и дизартрию - нечленораздельную речь.
Остановимся на тех ,которые у нас встречаются.
Косноязычие выражается в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах) , в искажении звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим.
Косноязычие бывает функциональным и механическим . При функциональном косноязычии слух и строение артикуляторного аппарата нормальны . и причины нарушения речи заключаются в слабости нервных процессов , протекающих в мозге .
Механическая форма косноязычия обусловлена врожденными неправильными строениями ротовой и носовой полости (губ, зубов , неба, носовых ходов и т.д.) При этих поражениях страдает не только произношение звуков , но очень часто встречаются и нарушения тембра голоса , ритма речи ит.д.
Функциональное косноязычие (пропуск ,искажение , замена звуков) на втором – третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте , то нужно обращаться к логопеду.
Механические дислалии представляют собой более тяжелое расстройство : ведь правильное строение челюстей , зубов , языка ,носоглотки необходимо не только для правильного формирования речи , но и для полноценного питания , дыхания и т. д.
Лечение должно начинаться с попытки выправить имеющийся физический дефект.
Для этого нужно как можно раньше обратиться к специалисту по челюстно –лицевой хирургии . Одновременно необходимо посоветоваться с логопедом относительно того ,
какие упражнения для постановки звуков следует делать ребенку.
Расстройства ритма и темпа речи бывают двух видов : несудорожного и судорожного характера.
Нередко речь детей становится малопонятной ,неразборчивой нарушается ее темп :она или очень замедляется или очень ускоряется – это нарушение несу-
дорожного характера.
Замедление речи имеет в своей основе усиление тормозного процесса . Здесь может быть растянутое , замедленное произношение звуков в слове , паузы между ними (ребенок
произносит слова почти по слогам); может быть удлинение паузы между словами. Речь монотонная ,тягучая , вызывает напряжение и утомление у слушающих , но сами дети обычно своего дефекта не замечают . Лечение заключается в применении тонизирующих
средств , лечебной гимнастике и занятиях по логопедической ритмике .
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения .
Убыстрение темпа речи сочетается с быстрым темпом всех двигательных реакций . Когда эти дети волнуются , то получается еще большее ускорение речи , проглатывание ,перестановка слогов и т.д. лечение таких детишек заключается прежде всего в том , что нужно снизить их общую возбудимость (с помощью лекарств ,физиотерапии).
В развитии темпа речи большую роль играет подражание . Поэтому , если у вас в семье кто-нибудь имеет нарушения ритма речи , то обязательно нужно лечиться и этому человеку , иначе у ребенка будут все время возникать резидивы.
Заикание-расстройство ритма и темпа речи с судорожным спазмом речевых мышц .(рассказать своими словами).
Нарушения слуха и связанные с ним расстройства речи.
Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи . Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.
Недоразвитие речи. Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того ,что созревание нервных клеток речевой области левого полушария в силу каких то причин запаздывает , или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях , интоквинациях , родовых травмах или травмах вскоре после рождения.
У детей страдающих алалией , речь развивается поздно , запас слов пополняется медленно и используются в речи они не правильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове ,но не может ее най-
ти ; это приводит к многократным повторениям , перестановке слогов , искажению слов.
Такие дети не изменяют слова по числам ,падежам , в их речи отсутствуют связи ,поэтому в семь-восемь лет ребенок говорит как 2х-3х летний ребенок.
Без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психологическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Ведь речь средство уникальное . универсальное, незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности
|
|
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Колосок» с. Ташелка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Ташелка муниципального района Ставропольский Самарской области |